Павел Борисов: «В наше время такого понятия - «откосить» - не было...»

05.03.2013 Добрых три десятка лет прошло с того времени, когда пензенские мальчишки едва ли не со школьной скамьи уходили воевать в Афганистан. Но для большинства людей в нашей стране эта война, по-прежнему, остаётся неизвестной. Слишком много недомолвок, умолчаний было создано в своё время вокруг неё. «Мы об этой войне знаем только по гробам, которые везли сюда», - так выразилась завуч школы №55, открывая встречу своих учеников с ветераном Афганской войны, активистом Пензенской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Павлом Андреевичем Борисовым. Поэтому и столь нужны нынешней молодежи встречи с такими людьми, как Павел Андреевич, - которые познали, что такое война и Афганистан, сполна и на собственном опыте. Тем более, что служил он в десантных войсках, в той самой дивизии, которой последовательно командовали герой Советского Союза Альберт Евдокимович Слюсарь — будущий начальник  Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, и Герой Советского Союза Павел Сергеевич Грачев — будущий министр обороны РФ.
- К службе в десантных войсках нас начали готовить еще во время учёбы в техникуме, - рассказывал школьникам П.А.Борисов. - Сделали по три прыжка с парашютом. В наше время такого понятия - «откосить» - не было. Призывался 1 апреля. В глаза бросилось, насколько загорелыми были наши «покупатели» (так называют офицеров, прибывающих на сборный пункт для отбора призывников в свои части — прим. ред.), хотя в России только ещё начиналась весна. Потом узнали, что предстоит служить в Афганистане. Но никаких отказников, сбежавших не было...
На учёбу отправили в лагерь под Витебском. Сразу выдали по рюкзаку десантника. Внутри — мешок с 25 кг песка — имитация боезапаса, который предстоит носить с тобой. С этим рюкзаком ходили везде — на учебные занятия, стрельбы, столовую.
Подготовка шла очень интенсивная. Очень много бегали: утром — 6 км кросс, перед обедом — 10 км марш-бросок, ночью, 2-3 раза в неделю — марш-бросок в 20 км. Учили приёмам рукопашного боя, прыгали с самолетов военно-транспортной авиации. Например, из Ил-76 за 30 сек. должны были успеть десантироваться 120 десантников и три боевые машины десанта.
Учились десантироваться ночью. Был случай: совершили ночное десантирование. Обычно в таком случае нас на сборном пункте ждали машины и мы ехали на них на базу. Но на этот раз машин не было. И мы за ночь 100 км отмахали до базы пешком...
Первые горы увидел в Ашхабаде — зрелище просто потрясающее. Оттуда — час лёта до Кабула. Наша дивизия была чем-то вроде отряда быстрого реагирования. Едва начиналась где какая заварушка, нас сразу сажали в вертолеты и бросали в бой. Очень часто выходили в засады. Моя боевая специальность была сапёр-гранатометчик. Так что обычно в засаду отправлялась разведывательная группа человек в 30 и к ней придавали нас — четверых сапёров.
Бороться с минами было очень трудно. Обычные магнитные миноискатели часто не действовали — столько в афганскую землю уже было понапихано всякого металла — осколков, старого оружия и т. д. Приходилось пользоваться шомполом от автомата Калашникова. Его затачивали и им, как щупом, искали мины.
Как нас кормили?
Кормили очень хорошо. Конечно, пока находились на базе. Если уходили, допустим, в засаду, то, естественно, приходилось есть только то, что взяли с собой. Но особенно тяжко было с водой. С февраля по ноябрь Афганистан — сплошное пекло. Ни капли дождя. После обеда — страшной силы жаркий ветер - «афганец». И вот в таких условиях сидели в засадах по два-три дня. Пить иногда хотелось — до галлюцинаций. Начинали видеть среди пустыни озёра, реки.
Хочу сказать спасибо отцам-командирам. Нас, солдат, берегли. Без нужды в пекло не посылали, старались воевать не числом, а умением. Особо берегли молодежь. То есть тех, кто только-только начинал воевать. Если, например, я был сапером, то наиболее сложные мины поручали ликвидировать старослужащим, у которых уже был опыт. А потом и мы, молодежь, поднаторели, стали новое пополнение учить...
После возвращения со службы Павел Андреевич закончил Архитектурно-строительный институт, долгие годы работал в строительной отрасли, был прорабом.
- Сейчас вот едешь по городу, и отмечаешь про себя: этот дом я строил, и этот строил, и этот, - продолжал он свою беседу с учащимися 55-й гимназии. - Только вот начали старые афганские раны болеть. Пришлось уйти на лечение. Но, думаю, еще немного подлечусь, и буду и дальше строить Пензу. А пока, ребята, хочу пригласить вас к мемориальному комплексу в память о наших земляках, погибших в Афганистане. Там все своими глазами увидите. И как нас провожали, и как мы служили. И списки с фамилиями 134-х погибших и пропавших без вести... - в завершении встречи Павел Андреевич вручил школьникам две Книги памяти о пензенцах, погибших в Афганистане. Одну ученики обещали сдать в школьный музей, другую — в школьную библиотеку, чтобы ребята и девчата могли по очереди брать и читать.

Алла Жесткова, зам. председателя правления ПРО ООО ИВА

Возврат к списку


РАЗДЕЛЫ
  1. Власть
  2. Ветеранское движение
  3. Законодательство о ветеранах
  4. Наши комментарии
  5. Работа с семьями погибших

ПОИСК