«Когда шли на задание, одну гранату брали для себя...»

18.02.2013  

    - А было так, чтобы товарищ у вас на глазах умирал?

    - Было! Как же иначе-то? На то и война! Без этого не бывает! - на какое-то мгновение в лица собравшихся в мирном, уютном классе школьников дохнуло болью и пламенем давней уже войны, у кого-то чуточку расширились зрачки, у кого - пересохло во рту, но миг этот тут же заслонился и радушной улыбкой преподавателя, и застенчивой усмешкой рассказчика, и новым вопросам к людям, пришедшим в этот февральский день сразу после очередной годовщины вывода советских войск из Афганистана в гости к ученикам средней школы №52 г.Пензы.

Хорошие сейчас пошли дети. Умные. Знающие. Всё знают: и когда престарелый генсек Брежнев послал 18-летних мальчишек умирать в далёкую азиатскую страну, и сколько лет продолжалась война, и с кем другой генсек — Горбачев — вел переговоры в Женеве, но только как всё это было в действительности? Не для брежневых-горбачевых-рейганов-кармалей, а для тех вот самых мальчишек, для которых вся «высокая политика» укладывалась в несколько простых наставлений:

патронов на задание надо брать столько, сколько унесешь, и еще немного, потому что патроны — это жизнь;

воды тоже надо брать столько, сколько унесешь, потому что иначе пить будет нечего;

одну гранату надо взять для себя, потому что в плен душманам лучше не попадать...

.

Вот такой — казалось бы, даже обыденной, бытовой представала война из рассказов тех, кто её пережил. 18 февраля гостями учащихся пензенской 52-й школы были ветераны, активисты Пензенской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Николай Анатольевич Фролов, Владимир Петрович Мельников и Дмитрий Геннадьевич Дашкин. Двое из них, в прошлом, ученики этой самой 52-й школы; все трое воевали, как говорится, «подальше не только от начальства, но и от кухни»: кто в разведке, кто — в десантно-штурмовых частях. То есть ходили по горам с рюкзаками, под завязку набитыми патронами, изнывали от жажды в раскаленной пустыне, распаляли до алого каления стволы самых надежных в мире советских пулеметов, отбивая атаки мятежников. И теряли товарищей. «Как же иначе-то? На то и война! Без этого не бывает!» - как ответил на вопрос одного из учеников Н.А.Фролов.

Главное, чтобы смерть не была бессмысленной. Чтобы утверждала человека в его высоком звании человека. Того творения бога ли, или природы, для которого есть нечто высшее, чем собственная жизнь. А уж как называется это высшее — любовь ли к Родине или веление совести, или желание показать себя не хуже других — не суть важно...

То есть было что рассказать сегодняшним школьникам, а завтрашним призывникам и Николаю Фролову, и Владимиру Мельникову, и Дмитрию Дашкину. И, думается, этот урок мужества не был напрасным. Живём мы в такой стране и в такое время, что любой сегодняшний школьник может оказаться завтра или послезавтра в точно в таких же или очень похожих обстоятельствах, как Николай Фролов, Владимир Мельников и Дмитрий Дашкин тридцать лет назад. И им, вчерашним школьникам, надо будет прожить простую, обыденную военную жизнь — ту самую, на которой на твоих глазах умирают твои товарищи.

И выйти победителями. Как Николай Фролов, Владимир Мельников и Дмитрий Дашкин.

В завершение урока мужества ветераны подарили ребятам Книгу памяти о всех пензенцах, погибших в Афганистане. Школьники ветеранам — алые гвоздики. Которые ветераны потом, уже выйдя из школы, возложили к монументу «Разорванная звезда», возвышающемуся почти напротив дверей 52-й средней школы...



Возврат к списку


РАЗДЕЛЫ
  1. Власть
  2. Ветеранское движение
  3. Законодательство о ветеранах
  4. Наши комментарии
  5. Работа с семьями погибших

ПОИСК