«Это наш разведвзвод после Кунара – восемь человек!»

03.11.2012

Если солдатская служба в России – стране безбрежной и ввиду своей бескрайности крайне уязвимой – всегда и во все времена чтилась как священная и всячески поэтизировалась, то воинская профессия разведчика поэтизировалась вдвойне. Разведчики – не просто самые бесстрашные, отважные, умелые, ловкие, сильные! Они еще и избранные - озаренные той толикой божественной удачи, везения, без которой стать разведчиком невозможно! Просто потому, что слишком тонко то лезвие, по которому они ходят: невезучим по нему не пройти!

Хотя и принято считать, что своих наивысших успехов, наиболее полной реализации заложенных в них потенциала все рода и виды отечественных Вооруженных Сил достигли в ходе Великой Отечественной войны, именно в профессию военного разведчика война в Афганистане привнесла много нового и даже революционного. В условиях партизанских боевых действий разведка, не утратив функций «глаз» и «ушей» армии, стала еще и ее главной ударной силой. На разведроты и разведывательные батальоны возлагались самые разнообразные, но неизменно ответственные и рисковые задания: обеспечение проводки собственных колонн и «раскулачивание» караванов мятежников. Уничтожение отдельных банд душманов и выручка попавших в засаду наших подразделений. Да и многое другое: автору этих строк довелось вспомнить огненные афганские будни вместе с двумя нашими земляками, настоящими людьми из легенды - разведчиками, ветеранами Афганской войны, активистами Пензенской региональной организации Всероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Александром Тимофеевичем Макаровым и Николаем Анатольевичем Фроловым.

Оба служили в разведроте 317 полка – той самой, в которой служил Герой Советского Союза Александр Мироненко, удостоенный высочайшей награды посмертно и похороненный на родине родителей – в Пензе, на Новозападном кладбище. Куда только ни бросала их фронтовая судьба: от Панджшерского ущелья до пакистанской границы, от баграмской «зеленки» до бесприютных плато вблизи Джелалабада… С какими только противниками не сталкивала! Кто бы мог подумать, что через 40 лет после окончания Второй мировой русским парням вновь придется встретиться в бою с немцами, да разве только с немцами? Но и с союзниками по той войне англичанами, и даже с такой невиданной дотоле для русского человека экзотикой, как африканские наёмники… А в том, что это были именно наёмники, сомневаться не приходилось. У одного духа-бородача нашли в кармане пачку банкнот – толщиной с кирпич! Наверное, нес «зарплату» целому подразделению.

Не донес…

На слова старые разведчики скуповаты. Рассказы коротки, отрывочны. Вот, скажем, что такое «выход на точку»? Да ничего особенного! Вечерний вылет на «вертушках», ночной марш по горам в полсотни километров, часы ожидания в засаде в заранее намеченной командованием «точке». Надо дождаться прохода нашей колонны: если «духи» надумают напасть на нее, то тут-то и ударить по ним. Потом – вызов «брони», отход, пока душманы не успеют собраться с силами и контратаковать «точку»…

Они в горах – как у себя дома. Повсюду – схроны с оружием, продовольствием, одеждой. Вышел такой из кишлака налегке – на одном «складе» подобрал себе оружие, на другом – запас еды, а наутро - все опять разложил по схронам. И снова – «мирный дехканин», возвращается с ранней прогулки к себе домой…

В Панджшерском ущелье так вообще – нашли какой-то странный плоский, будто сточенный камень, весь испещренный надписями арабской вязью, какими-то рисунками, изображениями ладоней. Сначала, по простоте душевной, думали, что эти надписи и рисунки – что-то наподобие отечественного «Здесь был Вася». Хотели уже пройти мимо, да один гений разведывательных дел, сержант-одессит успел смекнуть, что это - карта душманских схронов. По ней одной нашли два склада с боеприпасами и одеждой…

Оживление в беседу привносит просмотр фотографий старого альбома. Друзья-разведчики узнают знакомые лица, знакомые места: «Вот мы в Панджшере… Да, к нам из батальона прислали… Его 25-го убило, а меня 28-го ранило. А вот мы духовский караван взяли… Мины: противопехотные – итальянские. Вот эти, здоровые, противотанковые – английские… Снаряды к безоткаткам. Когда мы их везли, потом в нашей колее две мины нашли. Что было бы, если взорвались?.. А это кто? Неужели Андрюха Горшечников? Весь израненный был.. Без руки остался. Кавалер Ордена Красной звезды…. Сейчас в Питере, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга!.. А это наш разведвзвод после Кунара – восемь человек! Был взвод, стало – отделение… А этого помнишь? Где он сейчас? Умер? И этот тоже умер? А ведь звонил, хотел приехать… А это – та самая? Медсестра? Тоже умерла? В этом году? Да быть не может!»

За тридцать минувших лет жизнь проредила ряды тех, кто воевал в Афганистане, пожалуй, даже посильнее, чем пули и мины боевиков. Кто умер от ран, кто от болезней, кого свели в могилу извечные российские беды. А живые о своем нынешнем житии-бытии рассказывают еще скупее, чем о боевых подвигах. О чем рассказывать?

Работу и молодым и здоровым найти трудно, пенсия по инвалидности мизерная, льготы «монетизировались» так ловко, что их просто не стало. Раньше, к примеру, инвалид по военной травме мог получить автомобиль, а сейчас – нет. Получается, что человек прикован к своему подъезду, заключен в своей квартире. Хотя мог бы и сам вести активную жизнь, и приносить пользу обществу.

«Мы сейчас никому не нужны. О нас просто забыли! - звучит рефреном. – Раньше военкомат в школы приглашал, на встречи с допризывниками. А сейчас… Хорошо хоть, работает наша региональная организация инвалидов Афганистана: есть, где встретиться, с кем поговорить, отвести душу. Вот, памятник погибшим товарищам построили – словно как-то легче, светлее стало!»

Когда-то – в огненные дни Афганской войны – они шли первыми. Первыми в бой, первыми – в тыл врага. «Покупатели» в учебке высматривали парней покрепче, посмекалистей, позадорней. Звали туда, где служить опаснее всего и почетнее. Родина в них не ошиблась. Они с честью выполнили свой долг; они победили – каждый на своем боевом посту, своего врага!

Спасибо вам, разведчики! Спасибо за сотни спасенных солдатских жизней! За то, что десятки бандитских караванов с грудами оружия так и не дошли до «получателя»! Спасибо за науку наёмникам всех мастей, которую вы преподавали им среди гор и пустынь Афганистана!

Спасибо вам и слава!

С Днем разведчика!

Председатель Пензенской региональной организации

Общероссийской общественной организации инвалидов

войны в Афганистане А.А.Сакмаев 

Фотографии из альбома Николая Фролова вы можете посмотреть по ссылке: http://penza-veteran.ru/afgan/arcivefrolov/


Возврат к списку


РАЗДЕЛЫ
  1. Власть
  2. Ветеранское движение
  3. Законодательство о ветеранах
  4. Наши комментарии
  5. Работа с семьями погибших

ПОИСК