Песнь об Афгане

18.06.2010 2010 год – не только год 65-летия победы над гитлеризмом. Для России это еще и очередная годовщина Мукдена и Цусимы – событий, весьма поучительных для всей дальнейших российской истории.
Практически все сражения Русско-японской войны японцы начинали, имея меньшее количество войск (при Лаояне 126 тысяч человек при 484 орудиях против 128 тысяч русских при 606 орудиях, при Мукдене - 270 тысяч при 1062 орудиях против 330 тысяч русских при 1475 орудиях), несли в ходе сражения большие потери (при Мукдене – почти 16 тысяч убитых против 8705 убитых у русских) и при этом одерживали победы. Что подтверждает лишь одно старое правило: «Побеждает не тот, кто лучше воюет, а тот, кто последним признает себя побежденным». Проще говоря, проявит больше терпения, воли, уверенности в правоте своего дела, сумеет вселить эту уверенность и терпение в душу каждого воюющего.
Почему мы начали разговор с этой темы?
Потому что все сказанное очень близко и в эмоциональном, и психологическом плане к событиям другой войны, пережитой уже нашими современниками – войны в Афганистане.
В отличие от Русско-японской войны в Афгане советская армия не понесла ни одного поражения. Потери сторон были абсолютно несопоставимы: если СССР потерял за все 10 лет войны 13-14 тысяч человек, то потери моджахедов оказались, по меньшей мере, на порядок больше. Тем не менее, советская армия вынуждена была оставить Афганистан.
Почему?
Ответ может быть только один: именно не хватило терпения, воли, веры в правоту своего дела. В первую очередь, как и в Русско-японскую войну, у высшего руководства страны – того самого, которое за десять лет до того так легкомысленно, в расчете на «легкую военную прогулку», развязало эту бойню. Солдаты же готовы были воевать и дальше. Очевидно, моральная дряблость элиты, отсутствие веры в свое дело – это и есть первый признак загнивания стареющих, обюрокраченных, утративших способность к развитию империй.  
Причем, казалось бы, о какой особой трагедии имеет смысл говорить? Что такое боевые потери 13-14 тысяч человек за 10 лет, если ныне в России от афганского героина ежегодно гибнет до 30 тысяч молодых парней, девчонок, людей работоспособного возраста (см. доклад директора ФСКН на сайте http://www.antidrugfront.ru/publications/171.html)?
Да и разве размерами потерь определяются победы и поражения? Англо-американская авиация за одну ночь на 14 февраля 1945г. перебила в Дрездене больше немцев, чем советские войска за всю Сталинградскую битву. Но Сталинград стал поворотным пунктом всей войны, а кто бы помнил сейчас про дрезденское побоище, если бы ни чем неоправданная гибель десятков тысяч мирных жителей в ходе этих налетов?
Победы и поражения определяются не числом убитых и раненых, а признанием своей правоты или неправоты. Когда одна сторона говорит: «Все, хватит! Довольно бессмысленных потерь – эта игра не стоит свеч!» - эта сторона и становится проигравшей.
Мы ушли из Афганистана. Уступили. Пусть даже не потерпев ни единого поражения. И народ понял, точнее говоря, почувствовал в этом уходе признание неправоты, ошибки. Действительно, казалось бы, к чему нам далёкая, совершенно отличная от всех наших обычаев, укладов, в том числе и хозяйственных, страна? Но дальше начал работать «эффект домино» - раз мы были не правы в Афганистане, может, мы не правы и на Кавказе? Или в Средней Азии? Если наркотик – это приятно, так, может, он и не зло? Да и экономические реформы, может, лучше делать по принципу «воруй, пока воруется» - народишко-то уж приучен прогибаться…
Подобного рода признания-поражения-послабления самим себе как ничто иное растворяют внутренний стержень наций… Тот самый стержень, который до поры-до времени позволяет им называться великими.
Десять лет спустя в Афганистан пришли американцы. Уж они-то никакими комплексами не страдают. Бросали пятитонные бомбы там, где наши «полководцы» пытались действовать «хирургически», пусть даже ценой жизней наших девятнадцатилетних пацанов. Лишь бы у «братского народа» не сложилось превратное впечатление о советских интернационалистах. А уж туповатого терпения вместе с деньгами и верой в свое превосходство и правоту англо-саксонской расе не занимать. И вот, пожалуйста, результат: янки не просто закрепились за тысячи километров от своих границ в одном из наиболее стратегически важных регионов мира – сейчас буквально весь Интернет пестрит вестями о том, что американские ученые, работая под «крышей» (а, значит, со всей очевидностью, и по заданию Пентагона) нашли в афганских горах несметные залежи золота и других природных ископаемых.
Только упаси Господь уважаемого читателя от того, чтобы принять эти заметки за призыв к возврату в Афганистан. У России, слава Богу, своих природных богатств хватает, да и историю, как ни старайся, заново не переиграешь – такая уж она штука – история! Речь идет совершенно об ином. О том, что у нас, в России, пора прекратить замалчивание Афганской войны. Что подобного рода стыдливое замалчивание равносильно затянувшемуся сверх всякой меры признанию собственного поражения, перманентному растворению внутреннего стержня своего народа.
Да, Афганская война – это трагедия. Эта была гибель тысяч неповинных ни в чем ином, кроме того, что они родились в дряхлеющей империи, мальчишек. Но эта война была и подвигом! Она дала прекрасные образцы мужества, самопожертвования, отваги, воинского благородства! И об этом надо говорить, об этом надо петь! И из афганской эпопеи можно черпать силы для развития, для подъема!
Как?
В истории многих народов были моменты, когда они несли незаслуженные, позорные поражения. Но из этих поражений вырастали прекрасные эпосы, которые вновь цементировали, укрепляли внутренний стержень, становой хребет нации. Таковы «Песнь о Роланде» во Франции, «Песнь о нибелунгах» у немцев, «Слово о полку игореве» у русских, да и, в конце концов, знаменитая «Илиада» (если отбросить искусственный «хэппи энд» с затаскиванием деревянного коня в ворота Трои) – тоже песнь о поражениях и раздорах среди греков и гибели их героев! Но именно с нее началась великая эллинская цивилизация!
Нынешнее поколение, надо признать, глуховато к слову. Слегка оглушенное рекламой сникерсов и памперсов, оно не всегда воспринимает обычную человеческую речь. Что ж, есть и другие способы донесения информации. И хочется верить, что те смелые и неравнодушные люди, которые затеяли, вопреки всему, строительство в Пензе мемориального комплекса в память о своих земляках, павших в Афганистане, сумеют специфично выразительными архитектурными и скульптурными методами донести свое слово и до поколения next, и до всех прочих поколений. В том числе и для того, для которого казенное кресло в присутственном месте слаще булки с мёдом. А если не слово, то, по крайней мере, запев новой Песни.
Которую, возможно, назовут «Песней об Афгане».  

Возврат к списку


РАЗДЕЛЫ
  1. Власть
  2. Ветеранское движение
  3. Законодательство о ветеранах
  4. Наши комментарии
  5. Работа с семьями погибших

ПОИСК