Щипанов Павел Александрович. Лейтенант, штурман звена вертолетов «Ми-24» В/ч пп 22630, 292-й отдельный вертолетный полк (г. Джелалабад, провинция Нангархар)

Щипанов Павел Александрович. Лейтенант, штурман звена вертолетов «Ми-24» В/ч пп 22630, 292-й отдельный вертолетный полк (г. Джелалабад, провинция Нангархар)

30.11.1963 – 20.04.1988
Последняя весна

    1988 год. Уже подписаны Женевские соглашения. Уже известно, что из Афгана будем уходить. Заметно, как опустел дощатый городок на краю аэродрома. Часть наземного персонала уже в пути на родину. Ветерок с гор треплет на дверях у входа в женский модуль листок с озорными стишками к 8 Марта:
Ну а если все всерьез,
Пусть не будет в мире слез.
Пусть цветут повсюду розы
И гремят не взрывы – грозы.
    А на стене в столовой летного персонала вертолетного полка – две фотографии, обведенные черной траурной рамкой. Два молодых, почти юношеских лица. Война не окончилась. Война продолжается. Подписание Женевских соглашений отнюдь не умиротворило исламских фундаменталистов. Наоборот! Через границы молодой республики со всех направлений хлынул вал оружия. Экстремисты, поощренные обещанием СССР вывести войска из Афганистана, готовились к новой войне. На этот раз против народно-демократического правительства Наджибуллы. А дальше – чем шайтан не шутит? – за границами Афганистана лежат мусульманские республики пока еще не распавшегося СССР: Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан... Чем не хайвей к построению «всемирного халифата»?

    И караваны, груженные американскими ракетами, итальянскими минами, китайскими пулеметами и автоматами, ящиками патронов и взрывчатки, шли в республику со всех сторон. Тонна за тонной, ствол за стволом. Исламисты готовили арсеналы для грядущего покорения мира. Афганистан должен был стать одним из эпицентров будущей экспансии, в том числе и на территорию СССР. Бороться с контрабандой оружия приходилось, применяясь к местным условиям. В горах и «зеленке» эффективнее всего засады. В пустынной местности незаменим вертолет – мощная винтокрылая машина, способная в считанные часы облететь сотни километров, при необходимости – уничтожить противника стремительным огневым ударом. Для этого как нельзя лучше подходили «Ми-24» – новейшие в то время бронированные боевые вертолеты, наследники знаменитых штурмовиков «Ил-2» времен Великой Отечественной войны.
    Первоначально мятежники везли оружие по ночам на быстроходных японских джипах, легко развивающих по каменистой пустыне скорость свыше 100 км/ч. Вертолеты вылетали в «ночной дозор»: смотришь, фары мчатся по пустыне. Берешь в прицел, стреляешь ракетами на поражение – шансов для второго залпа не будет. Если фары остались гореть, значит, попал, если погасли, значит, мимо, душман «светильники» пригасил и выжидает, слушает, ждет, когда «вертушки» уйдут.
    Со временем мятежники все чаще стали забрасывать оружие и боеприпасы в республику вьючными караванами. По старинке получалось даже надежнее: идет и идет себе вереница ишаков – попробуй распознай с воздуха, везут ли они в тюках на спине автоматы, взрывчатку и ракеты или же обычный крестьянский скарб, а то и груз мирных купцов?
    На поиск и досмотр таких караванов приходилось посылать смешанные авиационные группы: несколько транспортно-десантных «Ми-8» с десантниками на борту и боевой «Ми-24» для сопровождения и огневой поддержки – на случай, если караван окажется далеко не мирным.
А такое бывало нередко...

    ...Это случилось 20 апреля. «Ми-24» капитана Гусева вылетел в провинцию Лагман сопровождать группу «Ми-8» с десантниками на борту. Вертолеты шли на поиск караванов с оружием. Огромный конвой – 80 мулов, груженных тюками с оружием, взрывчаткой, медицинскими материалами, заметили издалека. Но и душманы были начеку: сверху хорошо было заметно, как бородачи в чалмах и маскхалатах торопливо устанавливают на треноги ДШК китайского производства, как потянулись к винтокрылым машинам трассы крупнокалиберных пуль.
    Поднимая песчаные вихри, транспортные «Ми-8» пошли на посадку в стороне – придется десанту своими ногами топать до ощетинившегося огнем каравана. А бронированный «двадцать четвертый» пошел в атаку: хлестнули из-под коротких крыльев зарницы ракетных залпов, задыхаясь от собственной скорострельности, ударила пушка.
    Все было кончено в считанные секунды: читатель может легко себе представить результат ракетного залпа по скоплению людей и мулов. Десантникам останется лишь пересчитать, сколько и чего везли душманы на свои базы. Но когда вертолет выходил из атаки, далекой искоркой от подножия гор мелькнула пущенная ракета «Стингер». Made in USA. Запускается с плеча, как из обычного гранатомета. Боеголовка с тепловым наведением. Идет на жар работающего двигателя.

    От взрыва «Ми-24» задрал нос, задымил, переворачиваясь, рухнул на землю, обратясь на мгновение в огненное ядро, равное по блеску замершему над горизонтом жгучему афганскому солнцу...
    Штурманом в экипаже Гусева летал наш земляк, уроженец Кузнецка лейтенант Павел Щипанов. Тот самый, на смерть которого поэтесса В. Гаранина написала замечательные стихи:
«...Толпы народа, венки и венки.
Гроб металлический мать обнимает...
Хочет погладить сыночку головку,
Руки скользят по металлу неловко,
Окостеневшие вдруг.
Холод. Мороз пробегает по спинам...»
А жизнь, казалось, только начиналась.
    Павел Щипанов родился в последний день ноября 1963 года. Рос, учился, в школе зарекомендовал себя как способный ученик. «Обладает логической и образной памятью, – значится в комсомольской характеристике. – На всех уроках внимателен, собран. Среди товарищей по классу отличается особой воспитанностью. Внешняя аккуратность, подтянутость сочетается с выдержкой, собранностью». Неудивительно, что Павел выбрал путь профессионального военного. Поступил
и окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Пока учился, женился. Обычная офицерская судьба. Жизнь только начиналась... В Афганистан попал в августе 1987 года. Сразу включился в активную боевую работу. Достаточно сказать, что из 385 часов общего налета в охваченной войной стране он налетал 180 – почти половину. Из них 55 часов – за четыре неполных месяца 1988 года. «Летать любит, – записано уже в другой характеристике – боевой, – летает уверенно, в усложненной обстановке действует хладнокровно, грамотно».
    Эти емкие слова принадлежат командиру звена капитану Сергею Гусеву – пилоту, по отзывам товарищей, отважному и даже отчаянному, пользовавшемуся громадным уважением боевых друзей. И как бы то ни было, он наверняка не пожалел о том, что в свой последний вылет пошел с всегда подтянутым, хладнокровным и дисциплинированным лейтенантом Щипановым..
    Память о Павле берегут на родной кузнецкой земле. Его имя было присвоено комсомольской и пионерской организациям 8-й школы г. Кузнецка, в городе регулярно проводился турнир по мини-футболу его памяти. Хранятся его награды: два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени, полученный им посмертно за ту последнюю афганскую весну...

Возврат к списку