Мухутьев Ренат Джафярович. Рядовой, водитель В/ч пп 33902, отдельный автомобильный батальонМухутьев Ренат Джафярович. Рядовой, водитель В/ч пп 33902, отдельный автомобильный батальон01.06.1966 – 04.02.1986
Он был фронтовым шофером Думал ли восемнадцатилетний Ренат Мухутьев, уходя из Городищенского РВК Пензенской области на службу в армию, что попадет в Афганистан? Вряд ли... Не думали об этом, наверное, и его родные, проживавшие на станции Потловка Колышлейского района... Была весна 1985 года, разгар перестройки в Советском Союзе и тупиковая ситуация в афганской военной кампании. Война приняла инерционный характер, раздавались уже голоса о необходимости вывода наших парней – гласность уже набирала свои обороты... Но наши войска перейдут через Аму-Дарью позже, а пока нужно будет сражаться, как сражались их отцы и деды в Великой Отечественной. Ренат не дожил до дня вывода нашей армии из Афгана... 4 февраля 1986 года он погиб в автомобильной катастрофе, доставляя к своим ГСМ, без которых боевая техника превращалась в груду металла. А всего он совершил 37 рейсов, и каждый из них был сопряжен с немалым риском, ведь эти ГСМ нужны были и моджахедам, как себя величали «духи». «Моджахед» переводится как «боец за веру», правда, в этой войне о вере как раз вспоминали постольку-поскольку, козыряя ею только в нужный момент... Ренат тоже был мусульманином, но для «духов» все шурави были изменниками-кафирами, с которыми нужно было беспощадно расправляться, как считали моджахеды и их идеологи, обитавшие в Пакистане и Саудовской Аравии, а также их заокеанские покровители. И Ренат тоже стал еще одной жертвой сложных политических комбинаций, заставлявших продолжаться эту непонятную для многих войну, увеличивавшую количество убитых и раненых... Но вряд ли сам парень согласился бы, чтобы его считали жертвенным агнцем, потому что он был посмертно награжден орденом Красной Звезды, а это чего-то стоит. Он был боевым водителем, потому что техникой интересовался с детства. Да и для любого мальчишки верхом блаженства было самому порулить и повести машину, ощутив свое превосходство над техникой, и можно понять Рената, когда он выбрал для себя профессию водителя, которая пригодится не только в армии, но и в мирной жизни. Но парень не вернулся из Афгана живым, а на родину был доставлен цинковый гроб с его останками, которые похоронили в селе Верхняя Елюзань Городищенского района. А память о Ренате Джафяровиче Мухутьеве осталась в автомобильном отдельном батальоне в/ч 33902 и в его родной области, в краях, где он вырос и, оперившись, впервые сел за руль, стал шофером. В годы Великой Отечественной войны была популярна «Песенка фронтового шофера», где были такие слова: «Эх, дорожка фронтовая, не страшна нам бомбежка любая, помирать нам рановато – есть у нас еще дома дела...» Мне кажется, бравада этой песни была отвергнута афганскими дорогами, где на каждом километре, каждом повороте серпантина могли поджидать опасности, а у шоферов было задание, которое нужно было выполнить во что бы то ни стало... И никто не Может, действительно, есть какая-то высшая сила, отмеривающая каждому человеку срок его пребывания на этом свете? Говорят, что в первую очередь она выбирает самых лучших, хотя трудно по-человечески согласиться с этим утверждением. И в Афганистане, и в татарских селах утро начинается с призыва к правоверным идти на утреннюю молитву, в которой есть такие слова: «Во имя Бога, милостивого и милосердного...» Но Ренат уже их не услышит. Он не вернулся из рейса, навеки оставшись на той войне... |
||||