Мухутьев Ренат Джафярович. Рядовой, водитель В/ч пп 33902, отдельный автомобильный батальон

Мухутьев Ренат Джафярович. Рядовой, водитель В/ч пп 33902, отдельный автомобильный батальон

01.06.1966 – 04.02.1986
Он был фронтовым шофером

    Думал ли восемнадцатилетний Ренат Мухутьев, уходя из Городищенского РВК Пензенской области на службу в армию, что попадет в Афганистан? Вряд ли... Не думали об этом, наверное, и его родные, проживавшие на станции Потловка Колышлейского района...
    Была весна 1985 года, разгар перестройки в Советском Союзе и тупиковая ситуация в афганской военной кампании. Война приняла инерционный характер, раздавались уже голоса о необходимости вывода наших парней – гласность уже набирала свои обороты... Но наши войска перейдут через Аму-Дарью позже, а пока нужно будет сражаться, как сражались их отцы и деды в Великой Отечественной.
    Ренат не дожил до дня вывода нашей армии из Афгана... 4 февраля 1986 года он погиб в автомобильной катастрофе, доставляя к своим ГСМ, без которых боевая техника превращалась в груду металла. А всего он совершил 37 рейсов, и каждый из них был сопряжен с немалым риском, ведь эти ГСМ нужны были и моджахедам, как себя величали «духи». «Моджахед» переводится как «боец за веру», правда, в этой войне о вере как раз вспоминали постольку-поскольку, козыряя ею только в нужный момент...

    Ренат тоже был мусульманином, но для «духов» все шурави были изменниками-кафирами, с которыми нужно было беспощадно расправляться, как считали моджахеды и их идеологи, обитавшие в Пакистане и Саудовской Аравии, а также их заокеанские покровители. И Ренат тоже стал еще одной жертвой сложных политических комбинаций, заставлявших продолжаться эту непонятную для многих войну, увеличивавшую количество убитых и раненых... Но вряд ли сам парень согласился бы, чтобы его считали жертвенным агнцем, потому что он был посмертно награжден орденом Красной Звезды, а это чего-то стоит.
    Он был боевым водителем, потому что техникой интересовался с детства. Да и для любого мальчишки верхом блаженства было самому порулить и повести машину, ощутив свое превосходство над техникой, и можно понять Рената, когда он выбрал для себя профессию водителя, которая пригодится не только в армии, но и в мирной жизни. Но парень не вернулся из Афгана живым, а на родину был доставлен цинковый гроб с его останками, которые похоронили в селе Верхняя Елюзань Городищенского района. А память о Ренате Джафяровиче Мухутьеве осталась в автомобильном отдельном батальоне в/ч 33902 и в его родной области, в краях, где он вырос и, оперившись, впервые сел за руль, стал шофером.
    В годы Великой Отечественной войны была популярна «Песенка фронтового шофера», где были такие слова: «Эх, дорожка фронтовая, не страшна нам бомбежка любая, помирать нам рановато – есть у нас еще дома дела...» Мне кажется, бравада этой песни была отвергнута афганскими дорогами, где на каждом километре, каждом повороте серпантина могли поджидать опасности, а у шоферов было задание, которое нужно было выполнить во что бы то ни стало... И никто не
влезал в душу парней, которым, возможно, было страшно по-настоящему. И поэтому мне ближе слова фронтовички Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне нестрашно, тот ничего не знает о войне». Но мы теперь никогда не узнаем о переживаниях Рената Мухутьева, погибшего вдалеке от родимого сурского края, не дожив до своего двадцатилетия, ведь война прежде всего забирает молодых. Как раз таких, как Ренат, чьи удивленные глаза смотрят сейчас на живых со старой фотокарточки, словно спрашивают нас: «За что воевал и погиб? Стоила ли цель афганской войны моей жизни?» Не знаю, что ответили бы на этот вопрос стратеги из Генштаба, повторившие впоследствии Афганистан в Чечне и жертвовавшие жизнями своих солдат и офицеров, как шахматными фигурами в отнюдь не гроссмейстерской партии, которая их к победе не привела. Но эта война проверила на прочность наших ребят, не посрамивших чести боевого знамени своей части и навсегда оставшихся частицей нашей истории... Правда, многие из них не вернулись к своим родным и любимым. У Рената тоже была избранница, с которой он собирался прожить долгую и счастливую жизнь. Но он был фронтовым шофером и колесил по афганским дорогам, натыкаясь порой на засады моджахедов-«духов». Парень успел проявить себя за семь месяцев службы в Афганистане и совершить подвиг. По большому счету, каждый его рейс можно считать героическим, и многие с этим безоговорочно согласятся... У Рената таких рейсов было 37 – больше, чем лет, которые он прожил на этой земле.
    Может, действительно, есть какая-то высшая сила, отмеривающая каждому человеку срок его пребывания на этом свете? Говорят, что в первую очередь она выбирает самых лучших, хотя трудно по-человечески согласиться с этим утверждением.

    И в Афганистане, и в татарских селах утро начинается с призыва к правоверным идти на утреннюю молитву, в которой есть такие слова: «Во имя Бога, милостивого и милосердного...» Но Ренат уже их не услышит. Он не вернулся из рейса, навеки оставшись на той войне...

Возврат к списку