Штырков Анатолий Николаевич. Младший сержант, водитель В/ч пп 21231, отдельный автомобильный батальон (г. Баграм, провинция Парван)

Штырков Анатолий Николаевич. Младший сержант, водитель В/ч пп 21231, отдельный автомобильный батальон (г. Баграм, провинция Парван)

11.07.1964 – 01.06.1983
Эх, дороги!

    Известный российский журналист Александр Невзоров назвал свой фильм о чеченских событиях «Чистилище». Думается, что всю афганскую войну также можно охарактеризовать именно этим словом, точно выявляющим его суть, потому что она обозначила границу между раем и адом, хотя в тех условиях райские кущи на земле были все же недосягаемы, а врата в ад находились совсем рядом – на каждом повороте горных дорог Афганистана...
    Через это чистилище прошел уроженец села Сосновка Бековского района Пензенской области Анатолий Николаевич Штырков, Толька, Толян, как его звали друзья. У него обычная биография, типичная для многих наших соотечественников тех лет. Родился 11 июля 1964 года в многодетной семье, умел довольствоваться тем, что имел, к роскоши и праздному безделью не привык, был непритязательным и неприхотливым в обыденной жизни. Привык помогать старшим, а был Толя не первым ребенком в семье, с детства познал цену хлеба, который доставался нелегким трудом. Помогали парню богатырское здоровье и трудовая закалка – с детства он привык помогать своему отцу Николаю Семеновичу, да и домашней работы не чурался... Поэтому и знал Толя трактор не хуже своих старших наставников, а водил трактор не хуже отца, имевшего огромный трудовой стаж работы на совхозных полях.
    Таких  мастеровитых, умелых и сильных парней ждали в Вооруженных Силах, и в конце сентября 1982 года Анатолий был призван на военную службу Бековским РВК. После «учебки» его направили для прохождения службы в Афганистан, где он стал водителем и дослужился до звания младшего сержанта.
    Парень водил свою машину по горным дорогам и вспоминал, наверное, родные сурские просторы, потому что перед ним простирался совершенно другой ландшафт – высокие горы, где на пути караулили частенько камнепады, извилистый серпантин «артерий жизни», как кто-то назвал обыкновенные дороги, перевалы, долины, где в кишлаках обитали люди, совсем не похожие на его земляков-бековцев. Но были некоторые из них и чем-то похожи на его односельчан, хотя говорили на другом языке и внешностью разнились. Может, тем, что это были простые афганцы – люди, привыкшие к лишениям и втянутые своими вождями в войну. Но ведь и наших парней заставили воевать и гибнуть на чужой земле...
    Эх, дороги! Чего только не передумаешь в пути, когда везешь груз в составе автоколонны. Да, отдельный автомобильный батальон, который дислоцировался в Баграме, заставил Анатолия серьезнее относится к жизни. На войне взрослели быстро. Иногда достаточно было одного дня, и хотя Штырков попал в Афган в мае 1983 года, он уже 1 июня принял смертный бой, в котором был тяжело ранен. Можно ли говорить, что он мало прослужил и почти не нюхал пороху, как иногда говаривают? Отнюдь, ведь на войне другой отсчет времени: один день идет за два, а то и за три. И не важно богам военным, служил ли парень всего неделю или же выдержал почти весь срок службы. Судьба определяет день и час, когда человек должен преодолеть свою высоту, выдержать испытание, предназначенное ему.
    Такой экзамен на мужество и прочность судьба предложила и Анатолию Штыркову, а вместе с ним и всем его боевым товарищам-сослуживцам, проходившим через афганское «чистилище», закалявшее характеры и ломавшее слабых. Да, это был настоящий экзамен на право называться человеком, потому что война проверяла каждого почище лакмусовой бумаги. Анатолий Штырков это испытание выдержал и не сломался перед противником – жестоким и коварным. Душманы тоже успели понять, что многие шурави воюют до последней капли крови, пока руки могут держать автомат, а глаза – находить врага в его прицеле.
    Начался марш из Баграма в Гардез вполне обычно, но на одном из серпантинов автоколонна попала в засаду. Такое часто случалось на той войне – душманы стремились обесточить, обескровить, парализовать своих противников блокадой, пытались лишить наших ребят топлива, продовольствия, боеприпасов. Так случилось и в тот роковой день
    Завязался бой, жестокий и кровавый – впрочем, бескровные сражения происходят только на шахматных полях. Анатолий Штырков со всеми своими друзьями-шоферами умело отражал это нападение. Он вел огонь из зенитной установки – в бою солдатам нужно уметь все или почти все, потому что ставкой здесь была их собственная жизнь. Анатолию удалось подавить несколько огневых точек душманов и обеспечить тем самым вывод автомобилей из простреливаемой зоны. Однако в этом бою мужественный воин был тяжело ранен, и эти раны оказались смертельными. От них-то А. Штырков и скончался 1 июня 1983 года. Ему еще не было двадцати, когда парня похоронили в родном селе, где он вырос и оперился, откуда ушел в армию. Анатолий видел, конечно, фильм «Офицеры», где звучит знаменательная фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать». И хотя А. Штырков водил свою машину и сражался с «духами» не в своей стране, он верил, что помогает своему Отечеству. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
    В годы Великой Отечественной войны была создана популярная до сих пор песня «Дороги», где звучат пронзительные слова: «Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян». Недавно я услышал ее и подумал: а ведь она и про Афган, где под выстрелами душманов, с риском подорваться на коварных минах-«итальянках» колесили по горным дорогам наши ребята, которые временами погибали, как бековский парень Анатолий Штырков, Толька, Толян... И пусть он был в Афгане недолго, но уже успел совершить подвиг, и мы вправе гордиться такими героями.

Возврат к списку