Шишов Константин Иванович. Старший лейтенант, помощник командира самолета «Ил-76» В/ч 06965 ТуркВО

Шишов Константин Иванович. Старший лейтенант, помощник командира самолета «Ил-76» В/ч 06965 ТуркВО

22.03.1955 – 25.12.1979
Первый день войны

    Что мы знали об Афганистане до 1980 года? Разве только то, что запомнили из школьного учебника географии. Афганистан в современных границах расположен на восточной части Иранского нагорья. Четыре пятых занимают горные системы Гиндукуша, Кохи-Баба... Высота гор колеблется от 3000 до 7750 метров. На юге лежат практически мертвые районы без воды и растительности – песчаные пустыни Хаш, Дашти-Марго («пустыня смерти») и Регистан («страна песков»). Железные дороги отсутствуют, передвижение по стране осуществляется по немногочисленным шоссе и горным тропам, а в последнее время и воздушным транспортом.
    Еще меньше мы знали о самих афганцах. Да и кому была интересна одна из самых бедных и отсталых стран мира, в 1977 году занимавшая 108-е место из 129 развивающихся государств?
    Не думал про Афганистан и летчик военно-транспортной авиации старший лейтенант Константин Шишов. Тем более что его полк дислоцировался за тысячи километров от страны гор – в Литве.

    Родился Костя 22 марта 1955 года в г. Сердобске, Пензенской области, в семье военнослужащего. С детства его окружали люди в форме, с военными разговорами и заботами. А еще был гул самолетных и вертолетных моторов, запах керосина, свист ветра на бетонке аэродрома, и мальчишка, провожающий мечтательным взглядом взлетающие в голубую высь металлические птицы.
    Но первые пять лет жизни не доставили Косте радости: из-за хилости своего здоровья он вдоволь помыкался по больницам и поликлиникам. Но любовь и забота мамы, Марии Дмитриевны, взяли свое: вымахал парень девушкам на загляденье – под два метра ростом, косая сажень в плечах...
    ...С девятого класса сын как-то по-мужски сблизился с отцом, служившим в Балашовском авиаучилище. Они могли часами беседовать о самолетах, о преимуществах и недостатках тех или иных моделей воздушных судов. Тогда же Костю приняли в юношескую «школу космонавтов». Однажды он поделился с матерью своей радостью: завтра первый прыжок с парашютом! Весь следующий день Мария Дмитриевна провела в кровати, накрыв голову двумя подушками, чтобы не слышать привычного для Балашова гула взлетающих самолетов. В каждом звуке мотора ей чудилась смерть... Но первый и последующие прыжки были удачными, и сердце матери немного успокоилось.
    В 1972 году, окончив школу, Костя поступил в военно-инженерную Академию имени Жуковского, но вскоре ушел из нее – не хотел быть военным инженером. Он хотел летать и поступил в Балашовское авиационное летное училище...
    17 июля 1973 года генерал Мухаммед Дауд, умело использовав офицеров-коммунистов, совершил практически бескровный переворот, отстранив от власти короля Захир Шаха, упразднив монархию и провозгласив себя президентом республики. Для большинства афганцев переворот был приемлемым и воспринят ими как борьба в королевской семье. В связи с этим никаких существенных выступлений против нового режима не последовало.
    ...1976 год оказался вдвойне знаменательным для молодого лейтенанта Шишова: окончил училище и женился на выпускнице педагогического института Людмиле. К месту своей первой службы, в литовский город Паневежис, он выехал уже семейным человеком. Через год там родился сын Дмитрий.

    Первые его письма к родителям дышали оптимизмом и надеждой: «Здесь все меняется не по дням, а по часам. На службе у меня все нормально. Начали «возить» на помощника командира корабля, да не очень резво. Все не до нас. Уже свыклись с тем, что в основном находимся на земле. Зато времени личного много освобождается. В общем, пока только питаемся по «реактивной норме...»
    27 апреля 1978 года (7 саура 1357 года по афганскому календарю) в Афганистане под руководством группы офицеров произошел военный переворот, но было объявлено на весь мир, что это революция, причем социалистическая. Там ее называли Саурской, в Советском Союзе – Апрельской. При штурме дворца М. Дауд был убит. Для советских представителей в Кабуле, а также для наших спецслужб военный переворот явился «громом среди ясного неба», они попросту «проспали» его. Руководители НДПА скрывали от советской стороны свои планы, так как были уверены в негативном отношении Москвы к их намерениям. Тем не менее с самого начала Советский Союз стал оказывать новому режиму всестороннюю помощь и поддержку. К 1978 году в Афганистане уже находилось более 2000 технических и экономических советников.
    ...Конечно, тренировки на наземных тренажерах мало удовлетворяли молодого, рвущегося в небо летчика. Но «Ил-76» – не истребитель, за один полет съедает массу горючки, и потому учебные вылеты были строго регламентированы. Так что через год Костя немного захандрил, хотя продолжал добросовестно нести службу: «Никак не закончу программу подготовки помощника командира корабля. Налетал всего пять часов. В общем, с назначением не повезло, не говоря уж о перспективе стать командиром корабля. Я уж начинаю подумывать: не написать ли письмо в училище и не попроситься ли туда в инструкторы? Но вряд ли кто за такое хлопотное дело возьмется... Видно, судьбой определено быть мне вечным помощником и старшим лейтенантом...»

    Но судьбой Константина распорядилась не жизнь, а война...
    В мае 1978 года было подписано межправительственное соглашение о военных советниках, в результате их численность в Афганистане увеличилась до 400 человек. К марту 1979 года число различных советских советников достигло 4500. В тоже время начало нарастать сопротивление режиму тогдашних руководителей Афганистана, Тараки и Амину.
    От афганских властей стали поступать обращения к руководству Советского Союза с просьбой помочь республике войсками. 15 марта 1979 год вспыхнул антиправительственный мятеж в Герате, в котором приняла участие и часть войск местного гарнизона. Погибло более тысячи человек, среди них – два советских советника. Первым из военнослужащих погиб майор Н. Бизюков.
    Весь год правительство Афганистана все активнее «бомбардировало» Политбюро ЦК КПСС просьбами о введении войск, постоянно преувеличивая реальную степень опасности режиму, и в конце концов своего добилось...
    В декабре 1979 года Генеральный штаб ВС СССР отдал серию устных распоряжений о создании военной группировки для ввода в Афганистан.
    ...Поздним вечером 10 декабря 1979 года посыльный постучал в дверь квартиры, где снимала комнату семья Шишовых: «Тревога!» Сборы были недолги, и вот уже Константин на аэродроме. На взлетном поле ревут и свистят турбинами огромные «Илы», похожие на гусей, распустивших крылья. Около них суетятся техники, вокруг снуют топливозаправщики.
    Вскоре все 16 «Ил-76», взлетев друг за другом, взяли курс на Витебск, где к аэродромам взлета уже выдвигались колонны батальонов и полков 103-й витебской воздушно-десантной дивизии...
    14 декабря (из распоряжений Генштаба): перебазировать полк истребителей-бомбардировщиков ЗакВО в Мары и передать его в распоряжение ТуркВО.
    ...14 декабря началась переброска десантников на аэродромы Ташкента и Ферганы. События развивались столь стремительно, что Константин ничего не успел понять или осмыслить. Война? С кем? Лихорадочно припоминал сообщения из газет и телевидения, но ничего тревожного на ум не приходило...
    16 декабря (из распоряжений Генштаба): выделить из управления ТуркВО и отмобилизовать полевое управление 40-й армии. Привести в полную боевую готовность мотострелковый и танковый полки еще одной дивизии ТуркВО. 19 декабря: передислоцировать мотострелковый и танковые полки, готовность которых была повышена 16 декабря, к исходу дня 21 декабря в район Тахта-Базар.
    23 декабря: привести в полную боевую готовность мотострелковую дивизию САВО.
    25 декабря: привести в полную боевую готовность артиллерийские и зенитные части 40-й армии, авиацию ТуркВО, еще одну мотострелковую дивизию САВО, понтонно-мостовой полк ТуркВО.
    ...25 декабря в 18.00 по местному времени началась переброска десантников 103-й ВДД и 345-го отдельного парашютно-десантного полка на аэродромы Кабула и Баграма. Только получив карту с полетным заданием, Константин и остальные члены экипажа поняли, куда им предстоит лететь. Конечно, летчики транспортных полков, ранее базировавшихся в Фергане и Ташкенте, уже не первый месяц летали туда. Но то были перевозки различных грузов и советников.
    Наблюдая за погрузкой БМД и автомобилей в грузовой отсек самолета, видя десантников с автоматами и с полной выкладкой, с громким топотом кованых сапог взбегавших по опущенным аппарелям, Костя почувствовал неприятный холодок за воротником: неужели война? С Афганистаном?!
– Борт 057 к взлету готов! – доложил командир корабля капитан В. Головчин.
– Взлет разрешаю, – откликнулся в наушниках диспетчер.
    Взревели на форсаже мощные двигатели. Транспортники, мигая опознавательными огнями, один за другим начали тяжелый взлет в темное южное небо. Все страхи и опасения ушли в прошлое: предстояла ночная посадка на незнакомый аэродром, и экипаж готовился профессионально выполнить свою задачу – доставить десантников к месту назначения.
    Вдали показалась гирлянда посадочных огней аэродрома, а еще дальше – туманное световое пятно большого города. Кабул! Вот он какой! Самолет начал снижаться, целясь на гирлянду посадочных огней, стиснутых черным мраком гор. Наклонился набок, поправляя траекторию посадочной глиссады. В какой-то момент машину качнуло чуть в сторону и... Что-то черное, огромное метнулось в лицо вскрикнувшим от неожиданности летчикам, и мир вокруг исчез...
    За двое суток военная авиация совершила 343 самолетовылета. За это время в Кабул и Баграм было доставлено 7700 человек личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны различных грузов. К сожалению, не обошлось без жертв – 25 декабря в 19.33 при заходе на посадку в Кабуле врезался в гору и взорвался самолет «Ил-76», на борту которого находились 37 десантников и еще десять летчиков и военных специалистов. Среди них – старший лейтенант Константин Шишов. Он был посмертно награжден орденом Красной Звезды. Его прах захоронен в городе Балашове.
    Тем не менее эта переброска войск вошла в историю успехов военно-транспортной авиации, показав высокий уровень мастерства ее летчиков, сумевших выполнить сложнейшую задачу по посадке в ночных условиях на незнакомый, зажатый горами аэродром и понести при этом минимальные потери. Война не бывает без жертв, тем более среди тех, кто носит военную форму. И от этой печальной аксиомы некуда деться.

Возврат к списку



Пензенский региональный общественный благотворительный фонд поддержки социальных и гражданских инициатив